Историк архитектуры и фотограф Уильям Брамфилд перелистывает страницы истории, чтобы поближе взглянуть на город Соликамск, который в конечном итоге превратился в жизненно важное место добычи полезных ископаемых – и один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей России, большая часть которого сохранилась до наших дней.
В начале 20 века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал сложный процесс получения яркой, детализированной цветной фотографии.
Его видение фотографии как формы образования и просвещенности было продемонстрировано с особой ясностью на фотографиях архитектурных памятников в исторических местах по всей России.
Визит Прокудина-Горского на северный Урал, который состоялся предположительно весной 1913 года в связи с 300-летием династии Романовых, включал в себя город Чердынь и небольшое поселение Ныроб, которые имели прямое отношение к истории династии Романовых. Фотограф был лично знаком с Николаем II и с удовольствием взялся бы за проект от его имени.
Происхождение Соликамска и торговля полезными ископаемыми
Хотя Прокудин-Горский сделал несколько фотографий этих отдаленных районов, он не оставил никаких записей о посещении Соликамска, более крупного исторического города в том же районе, через который он, вероятно, проезжал по пути на север, в Чердынь.
В любом случае, в Соликамске находится один из самых впечатляющих ансамблей исторической архитектуры во всем огромном Пермском крае.
Расположенный недалеко от реки Кама, примерно в 370 километрах к северу от города Пермь, Соликамск был основан в 1430 году, когда купеческая семья Калинниковых (из Вологды на севере России) основала там солеварню. Действительно, название города означает «соль на Каме».
По сей день экономика Соликамска (нынешнее население около 110 000 человек) в значительной степени зависит от добычи калия и родственных солей. К концу 17 века Соликамск также служил крупным перевалочным пунктом не только в Сибирь, но и для торговли с Китаем.
Сочетание переработки соли, управления и транспортировки товаров на рынок создало экономическую базу, необходимую для крупного строительства в Соликамске, особенно церквей.
Несмотря на серьезные потери, понесенные в течение десятилетий советского подавления религии, в Соликамске сохранились многие здания его исторического центра.
Все эти и другие памятники архитектуры находятся в нескольких минутах ходьбы от главной рыночной площади, которая по сей день определяет центр города.
Православное влияние
Основным памятником религиозной архитектуры в Соликамске является Троицкий собор конца 17 века с прилегающей к нему 60-метровой колокольней и шпилем, который выглядит как странная пересадка из Санкт-Петербурга — и это вполне могло быть так, учитывая, что он был построен в 1713 году.
Недалеко от Троицкого собора находится живописная Богоявленская церковь, украшенная красочной керамической плиткой. В интерьере чудесным образом сохранилась великолепная иконопись начала 19 века.
Четвертым важным элементом центрального ансамбля Соликамска был Крестовоздвиженский собор, строительство которого было начато в 1698 году и освящено в 1709 году. Благодаря своему расположению на левом берегу реки Усолка, эта церковь подчеркивала вид на Соликамск с запада.
Простая в плане и необычайно широкая в пропорциях церковь имела один большой купол, первоначально покрытый деревянной черепицей. В советский период, когда здание переоборудовали под пивоварню, все элементы над крышей были демонтированы.
В Соликамске есть и другие церкви и монастыри, большинство из которых расположены в нескольких минутах ходьбы от центральной рыночной площади. Необычный архитектурный ансамбль в центре Соликамска является одним из компонентов творческого всплеска конца 17-го и начала 18 веков.
Спасо-Преображенский женский монастырь
Примерно в 200 метрах к востоку от центрального ансамбля находится Спасо-Преображенский женский монастырь, подаренный в 1683 году Евдокией Щепоткиной, вдовой московского купца, обогатившегося на торговле с Соликамском.
Несмотря на свои пожертвования, монастырь был бедным, и современные источники отмечают, что у него не было собственных полей или прав на рыбную ловлю.
Ежедневное содержание Преображенского женского монастыря зависело от милостыни, собираемой монахинями, которые жили в скромных бревенчатых жилищах, типичных для центрального района Соликамска.
Тем не менее, с момента своего основания монастырь был наделен парой кирпичных церквей, одна из которых использовалась зимой, а другая была «летней».
Вознесенский Троицкий монастырь
Противоположная, западная оконечность Соликамска отмечена Вознесенско-Троицким монастырем, который существовал еще во второй половине Шестнадцатого века.
Перестроенный в 1608 году, монастырь состоял из деревянных построек до конца семнадцатого века, когда начались работы над церковью Вознесения Господня (ныне Троицкий собор).
Построенный в 1698-1704 годах при поддержке купеческой семьи Суровцевых, этот уникальный шедевр имеет один купол и простую крышу над белостенным строением, которое является одним из самых богато украшенных в Соликамске.
Вторая каменная церковь в Вознесенском монастыре была построена в 1731-1734 годах и посвящена святому Михаилу Малейну (ныне Вознесенскому). Строгая по своему убранству церковь примыкает к главным (восточным) воротам монастыря и служила основанием для монастырской колокольни.
В 1764 году Вознесенский монастырь был закрыт как экономически несостоятельный в ходе монашеских реформ Екатерины Великой, и помещения несколько лет не использовались. В 1795 году в результате перевода в монашество он был переименован в Троицкий монастырь, и богослужения возобновились.
Закрытый в конце 1920-х годов Вознесенско-Троицкий монастырь был передан в 1938 году НКВД для использования в качестве тюрьмы в Усольлаге, части системы Гулаг. Реставрационные работы на поврежденных святынях начались в конце 1980-х годов, а в 1999 году монастырь был возвращен Православной церкви для активного использования.
Церковь Иоанна Крестителя
Самой дальней архитектурной доминантой на западной окраине Соликамска является церковь Иоанна Крестителя, расположенная на территории, ранее известной как село Красное. Расположенная недалеко от берегов Усолки, возвышающаяся церковь и ее шестиярусная колокольня были видны с реки Кама и, таким образом, служили маяком для лодок, направляющихся в Соликамск по реке Усолка.
Высокие формы церкви Иоанна Крестителя возникали в два этапа. Первый этап, «нижний храм», посвященный Иоанну Крестителю, был начат в 1715 году и завершен в 1721 году при поддержке пожертвования торговца солью Ивана Суровцева.
Верхняя церковь, посвященная святому Иоанну Воину, была достроена в 1772 году на пожертвования графа Алексея Турчанинова, которому принадлежало село Красное, а также крупный медеплавильный завод. Фасады церкви Иоанна Крестителя украшены декоративными элементами, типичными для соликамского стиля.
Екатерина Великая и соляное наследие
Во время правления Екатерины Великой дальнейший путь добычи полезных ископаемых и промышленного развития на Урале сместился на юг, к более новым поселениям Перми и Екатеринбурга, которые обслуживались не дорогой Бабинова, а недавно открытым Сибирским маршрутом.
Тем не менее, во второй половине 19 века в Соликамске наблюдался скромный рост, о возрождении которого свидетельствуют несколько кирпичных зданий, дизайн которых типичен для российских провинциальных городов.
Основной причиной такого положительного поворота стала реконструкция в 1870-х годах местного солеваренного завода, принадлежавшего семье Рязанцевых.
Действительно, соль продолжали производить на бывшем заводе имени Рязанцева (находившемся в советской собственности) до 1972 года, и несколько массивных бревенчатых зданий 19 века сохранились — редкий пример бревенчатых промышленных сооружений на их первоначальном месте.