Беларусь всегда славилась своей мощной техникой. Но почему-то у многих эта страна ассоциируется с БелАЗом. Хотя это не единственная техника, доступная в Беларуси. Один из крупнейших производителей коммерческой техники – МАЗ.
Эта компания производит технику – от военных до грузовых тягачей большой грузоподъемности. На базе МАЗ и специального оборудования. Один из самых популярных – грузовой автомобиль МАЗ-5551.
Машина производилась в СССР. Выпуск ее до сих пор продолжается. Что такое МАЗ-5551? Технические характеристики, фотографии и обзор – далее в нашей статье.
Внешний вид
Грузовик пришел на смену самосвалу МАЗ 5549. Главное внешнее отличие – кабина. На грузовиках предыдущего поколения использовалась кабина округлой формы. МАЗ получил прозвище “ископаемый”. С 85-го года на свет появился новый МАЗ-5551, который получил следующий внешний вид:
Кабина стала более квадратной. Лобовое стекло теперь цельное, без каких-либо перегородок. Также улучшен дизайн и форма головной оптики. Теперь она в металлическом бампере. Указатели поворота и габаритные огни объединены вместе и находятся на черной решетке радиатора.
Работает для ручной чистки стекол, в бампере имеется небольшая подставка для ног. Поскольку кабина расположена высоко, без нее подняться на капот и вымыть лобовое стекло невозможно. Кстати, в этой кабине впервые было использовано целых три дворника. Но, судя по отзывам, это не работает. Дворники плохо захватывают площадь стекла и они оставляют много грязных участков.
Дверная ручка по-прежнему металлическая. В нее встроен замок. Для удобства входа предусмотрена ступенька. Кузова, установленные на МАЗ-5551, имеют разную вместимость в зависимости от модификации (об этом мы поговорим чуть позже). Но независимо от типа платформа самосвала всегда оснащается гидравлическим приводом. Большой цилиндр поднимал платформу на довольно большой угол.
Изменения с 1995 года
В середине 90-х годов Минский автомобильный завод модифицировал кабину для белорусского грузовика. Так, спереди появилась более крупная решетка радиатора с гордой эмблемой «МАЗ», а по бокам больше «жабр» для направления воздушного потока. Эти элементы необходимы для того, чтобы при движении на боковой части салона не скапливалась грязь.
Под воздействием направленного потока просто отлетела поверхность. Также изменилась форма бампера. Он по-прежнему был металлическим, но оптика стала крупнее. Указатели поворота и габаритные огни также вышли из строя.
На некоторых моделях размеры продублированы в верхней части салона. Лобовое стекло осталось прежним. Увеличено количество зеркал заднего вида. Это способствовало лучшей обзорности – говорится в отзывах.
Внешний вид и коррозия
Насколько хорошо защищен кузов на МАЗ от коррозии? Отзывы говорят о том, что металл сильно боится воды. Под краской очень быстро образуются жучки и вздутия, которые в конечном итоге приводят к сквозному отверстию. Согласно отзывам, салон первых образцов окрашивался более качественно.
Однако после распада Советского Союза качество краски и металла ухудшилось. Есть много экземпляров, кабина которых прогнила насквозь. Поэтому владельцам приходится регулярно обращаться с металлическими защитными устройствами, чтобы предотвратить дальнейшее распространение коррозии. Что примечательно, рама и кузов гниют не так сильно. Однако толщина металла здесь совсем иная.
Габариты, дорожный просвет
МАЗ-5551 – один из самых компактных грузовиков в линейке. Так, при длине 5,99 м, ширине – 2,55 (включая зеркала), высоте — 3 метра на уровне кабины. Колесная база машины – всего 3,3 метра. Зато дорожный просвет значительный – почти 30 сантиметров. Произвести любой ремонт возможно при отсутствии подъемника и смотровой ямы.
Добраться до мостов, карданного вала и других узлов довольно просто. Такой высокий клиренс положительно сказывается на проходимости. Машина может эксплуатироваться на дорогах без асфальтового покрытия, а также на песчаных участках.
Изменения
Данная модель грузовика выпускается в нескольких модификациях:
- 555102-220. Это вариант конструкции МАЗА. Автомобиль поставляется с металлической платформой прямоугольного сечения. Объем кузова составляет от 5,5 до 8 кубических метров. Максимальный угол возвышения составляет 50 градусов.
- 555102-225. У этого МАЗА -сельскохозяйственное прозвище. Транспортное средство имеет прямоугольный кузов объемом 5,5 кубических метра. Этот объем может быть увеличен до 7,7 за счет удлинительных направляющих. Кузов в отличие от предыдущей версии имеет трехстороннюю разгрузку. Максимально допустимый угол подъема составляет 47 градусов.
В кабине
Посадка в машину осуществляется за счет нескольких ступенек и металлических перил. Внутри салон аскетичный, но в те годы не гонялись за новомодным дизайном. Рабочее место водителя организовано просто и без излишеств.
Итак, несмотря на это, имеется большое рулевое колесо с регулировкой по высоте и плоское сиденье без подголовника. Как отмечают отзывы, за рулем МАЗА возникает чувство усталости после первых нескольких часов работы. Машина очень шумная, подвеска жестко отрабатывает неровности, за руль постоянно приходится зацепляться.
Передачу включаю не с первого раза. Кстати, на грузовике установлены коробки разных типов с разным количеством передач. Чтобы избежать путаницы, для водителя предусмотрена специальная схема. На МАЗ-5551 есть наклейка с информацией о том, какая коробка передач находится в том или ином положении рычага.
Панель приборов – полностью аналоговая, с набором из нескольких кнопок. Они включаются с характерным щелчком. Под контрольными лампами на МАЗ выведена единственная серия. Все они находятся вверху, над циферблатами. Педали расположены не слишком удобно, но к этому привыкаешь. Кстати, на МАЗ использовались две напольные педали. Один – тормоз, второй – акселератор.
Что приятно в кабине пилота, так это хорошая обзорность, которая достигается благодаря посадке капитана. Однако дополнительные зеркальные версии до 95-го года были бы неплохими.
В отличие от других грузовиков белорусского производителя, кабина МАЗ 5551-й модели лишена спального места. Впрочем, спальное место не обязательно. Потому что автомобиль не предназначен для езды на большие расстояния.
Технические характеристики
Что касается остального МАЗа, то в нем используются агрегаты Ярославского моторного завода. Изначально на грузовике устанавливался V-образный шестицилиндровый агрегат без турбины мощностью 180 лошадиных сил. Рабочий объем двигателя составляет 11,15 литра.
Несмотря на небольшую мощность, двигатели обладают приемлемой тягой. А как известно, для грузового автомобиля на первом месте это показатель крутящего момента. Здесь он выдавал 667 Нм при 1200 об/мин. За 2000 лет модельный ряд пополнился новыми силовыми установками. Так, МАЗ укомплектован двигателем ЯМЗ-236Х2.
Имеет двигатель, соответствующий нормам Евро-2. При том же объеме в 11,15 литра он развивал мощность до 230 лошадиных сил. Крутящий момент увеличился до 882 Нм. Компоновка по-прежнему неизменна – V-образная шестерка.
В редких случаях на грузовике устанавливается двигатель ЯМЗ с турбонаддувом. Этот двигатель соответствует стандарту Euro-W и имеет мощность 250 лошадиных сил. Крутящий момент – целых 1128 Нм при 1100 оборотах в минуту.
Недавно на МАЗ-5551 появился двигатель американского производства «Cummins». Этот двигатель имеет мощность 242 лошадиные силы при рабочем объеме 6,7 литра. Двигатель оснащен турбиной и промежуточным охлаждением. Что касается трансмиссий, в зависимости от модификаций на МАЗ можно найти:
- Пятиступенчатая механика.
- Восьмиступенчатая коробка передач с делителем.
- Девятка-механика.
Последняя коробка была разработана в сотрудничестве с немецкой ZF group. Как отмечают отзывы, “родная” коробка МАЗ доставляла гораздо больше проблем, чем импортная. Это способствует не только сокращению времени, но и ресурса, который с каждым годом сокращается на эти коробки передач. Мановские коробки передач и коробки ZF являются самыми надежными и безотказными.
Эксплуатационные характеристики
Какой у автомобиля пробег? МАЗ-5551 – довольно экономичный автомобиль. Несмотря на большой рабочий объем, двигатель ЯМЗ потребляет около 23-25 литров топлива. Даже в самых суровых условиях этот расход никогда не превышал 28 литров.
Если больше, значит, у автомобиля были значительные проблемы с топливом. Кстати, топливный насос для МАЗ-5551 механический. Разгон до 100 км в час занимает около 50 секунд. Максимальная скорость автомобиля МАЗ-5551 составляет 85 километров в час.
Подвеска
Конструкция рамы и подвески не менялась со времен “ископаемого”. Так, спереди здесь используется поворотная балка, а сзади – балочный мост. Подвеска полностью зависимая, без передней стабилизатора поперечной устойчивости (расположена только сзади). Рама имеет лестничную конфигурацию, изготовленную из высокопрочных сталей.
Здесь он крепится к кузову, кабине, двигателю с коробкой передач и всем элементам подвески. Задний мост (первичная передача) – без блокировки дифференциала, с передаточным отношением 7,79. Мост не рассчитан на высокую скорость и большую тягу.
Со временем он начинает издавать характерный гул. Также может быть выдавлен сальник, который идет от коленчатого вала. Что касается пружин, то они практически вечны. Подвеска довольно надежная и неприхотливая в обслуживании (раз в год нужно смазывать только цапфы спереди). Колеса – с коробкой передач и гидроусилителем руля. Люфт рулевого управления – привычное для МАЗА дело. Такой же “болезнью” обладает такой же грузовик от КАМАЗа.
Тормоз
Здесь они полностью пневматические. Спереди и сзади установлены мощные барабанные механизмы. Чем отличается МАЗ-5551 от старой “лапши”, так это наличием пружинного тормоза, который выполняет роль стояночного тормоза. Система на грузовике довольно надежная. Однако автомобиль реагирует на нажатие педали с задержкой.
МАЗ-5551 – цена
Старую модель, которая была выпущена еще в советские времена, можно найти за 150-200 тысяч рублей. Это самосвал с двигателем ЯМЗ-236 и пятиступенчатой коробкой передач. Модель 2000-х модельных годов можно найти по цене от 500 до 800 тысяч рублей. Покупать очень старую модель не стоит.
Многие из них уже исчерпали свой ресурс, и всю прибыль владелец вложит только в запчасти.
Заключение
Итак, мы разобрались, какими чертами обладает МАЗ-5551 и особенности. Несмотря на свой возраст, автомобиль по-прежнему пользуется высоким спросом на рынке. Неслучайно МАЗ считается “непревзойденным трудоголиком”. Эта машина обладает изрядным ресурсом двигателей и неубиваемой подвеской.