С момента запуска в 1935 году столичный метрополитен превратился из единой линии с 13 станциями и 11 км пути в обширную сеть из 263 станций и 466 км пути. Мы смотрим на то, как происходила эта эволюция (и она продолжает расти!).
1935 — Единственная линия
Трудно представить время, когда карта Московского метрополитена не выглядела как запутанное чудовище и представляла собой всего лишь одну линию. Первая линия метро открылась в 1935 году и насчитывала 13 станций. Названная Сокольнической линией, она проходила от парка Сокольники до Охотного ряда в самом центре Москвы; затем ответвлялась до станций «Парк культуры» и «Смоленская» (последняя сегодня находится на другой линии).
1938 год — Построено три линии
В течение трех лет после открытия первой линии были построены еще две. В 1937 году ответвление от станции «Смоленская» было выделено в отдельную линию синего цвета (Арбатско-Покровскую) и продлено до станции «Киевская»; а на другом конце оно доходило до станции «Курская», создавая таким образом линию метро между Курским и Киевским вокзалами.
В 1938 году была открыта зеленая линия (Горьковско-Замоскворецкая) от станции «Площадь Свердлова» (сегодня: Театральная) до станции «Сокол» на Ленинградском шоссе.
1945 — Строительство военного времени
Строительство Московского метро не прерывалось даже во время Второй мировой войны. Фактически, некоторые станции служили бомбоубежищами. Существовал план на случай непредвиденных обстоятельств, согласно которому в случае успешного нападения германии на столицу власти намеревались уничтожить метро, но, к счастью, этого не произошло. В истории Московского метрополитена был только один день – 16 октября 1941 года, – когда он не открыл свои двери для пассажиров (ныне он известен как «день паники»).
К концу войны в сеть метро было добавлено семь станций. Синюю ветку продлили до станции «Измайловская», где расположен военный аэродром, а зеленую — до станции “Завод имени Сталина” (сегодня: «Автозаводская»).
Кроме того, было построено несколько новых пассажирских развязок между разными линиями.
1955 — Кольцевая линия
Первое полукольцо Кольцевой линии было построено в 1951 году, соединив станцию «Курская» и Парк Культуры на юге. Впоследствии кольцо было замкнуто, когда был достроен и северный участок. Это позволило удобно перемещаться между железнодорожными терминалами, расположенными на разных линиях.
Станциями кольцевой линии с пересадками на железнодорожные терминалы были: Киевская, Белорусская, Комсомольская (обслуживающая три железнодорожных терминала: Ленинградский, Ярославский и Казанский), Курская и Павелецкая.
1966 — Еще четыре линии
К концу 1950—х годов некоторые из старых существующих линий были расширены — Сокольническая линия была удлинена до станций «Ленинские горы» и «Университет», района города, где в 1953 году была достроена и открыта одна из сталинских высоток – здание Московского университета.
Начиная с конца 1950-х годов к Кольцевой линии были добавлены радиальные линии, вот почему сегодня, когда две пересадочные станции имеют одинаковые названия, у людей вошло в привычку добавлять «кольцевая» или «радиальная», чтобы было ясно, означают ли они станцию кольцевой или радиальной линии.
- В 1958 году была открыта радиальная Рижская линия, обозначенная в то время желтым цветом, до станции «ВДНХ».
- В 1962 году оранжевая радиальная Калужская линия была проложена до станции «Новые Черемушки», района интенсивной жилой застройки с так называемыми многоквартирными домами «хрущевка».
- В 1966 году фиолетовая радиальная Ждановско-Краснопресненская линия (7-я линия Московского метрополитена!) достигла самых отдаленных окраин.
- Кроме того, на западе синяя линия была разделена на две параллельные — Филевскую и Арбатско–Покровскую (то, что по сей день может смущать и озадачивать даже москвичей).
1971 — Привязка к пригородам в центре
В конце концов, принцип ответвления радиальных линий от Кольцевой линии был несколько нарушен. К 1971 году оранжевую ветку провели в центр города до станции «Площадь Ногина» (ныне станция «Китай-город»). В то же время желтая радиальная линия от ВДНХ была изменена на оранжевую в рамках плана по объединению двух линий в единую.
Кроме того, новая фиолетовая ветка была продлена до площади Ногина из пригорода — ряд пригородных поездов обслуживали станцию «Ждановская», что значительно облегчило жизнь людей, приезжающих из Московского региона.
В 1969 году были открыты две станции как ответвления от зеленой Горьковско-Замоскворецкой линии — от станций –Коломенская» до «Каховская». Линия уже имела независимый статус с 1995 года, а сейчас является частью Большой кольцевой линии, строительство которой завершено в 2023 году.
1979 — Соединение противоположных концов города
К 1972 году два участка оранжевой Калужско-Рижской линии были соединены вместе в соответствии с планом модернизации, и она была значительно продлена на север от станции «ВДНХ» до «Медведково».
В то же время фиолетовая Ждановско-Краснопресненская линия была продлена на северо-запад до другого конца города. Протяженностью 42 км она стала самой длинной линией и остается самой загруженной по сей день.
В декабре 1979 года также была открыта новая восьмиступенчатая линия – Калининская, идущая от станции «Марксистская» на восток до «Новогиреево». Ей был присвоен желтый цвет, и она обеспечила доступ к метро для другого довольно густонаселенного восточного пригорода.
1990 — Новая линия метро и переименование станций
С 1983 года поэтапно строилась совершенно новая линия с юга — серая Серпуховская линия. Многие другие линии были продлены на несколько станций каждая.
Важным событием стало переименование многих станций. Большое количество советских названий было заменено на новые, отражающие исторические места и деятелей. Например, станция «Колхозная» стала «Сухаревской», «Дзержинская» — «Лубянкой», «Проспект Маркса» — «Охотным рядом», а станция «Кировская» была переименована в «Чистые пруды».
Станция «Ждановская» была переименована в «Выхино», и, в свою очередь, вся фиолетовая Ждановско-Краснопресненская линия стала Таганско-Краснопресненской. Горьковско-Замоскворецкая линия стала просто Замоскворецкой линией.
1996 — Часть новой линии
В 1990-е годы метро развивалось очень медленно, и единственным крупным событием стало завершение строительства части новой линии – Люблинская линия от района Марьино до Курского вокзала была выделена на карте метро зеленым цветом.
2010 — Строительство возобновляется быстрыми темпами
В 2000-х годах метро начало развиваться более динамично после относительного затишья 1990-х годов. Станция «Воробьевы горы» (ранее «Ленинские горы») открылась в 2001 году после почти 20-летней реконструкции.
Лаймово-зеленая Люблинская линия (ныне Люблинско-Дмитровская) была продлена, а синяя Арбатско-Покровская линия, которая долгое время была всего лишь приложением, также была полностью расширена до окраин города на северо-западе.
В 2005-2006 годах появились две станции метро, обслуживающие новый деловой район Москва-Сити: станции «Деловой центр» и «Международная» были построены на ответвлении Филевской линии.
Также были построены две небольшие и совершенно новые линии, не имеющие прямого сообщения с центром: Московская монорельсовая дорога, расположенная к северу от Большой кольцевой линии (сегодня она работает в «экскурсионном режиме»), а на юге — Бутовская наземная линия «легкого» метро.
2018 — Много новых разработок
В 2010-х годах стало трудно угнаться за быстрыми темпами строительства метро. В 2016 году на карту метро было добавлено Московское центральное кольцо (русская аббревиатура «МЦК») – надземная железная дорога, впервые задуманная во времена правления Сталина, но достроенная совсем недавно.
Теперь в самой сети метро новые станции и линии открывались поэтапно:
- Люблинско-Дмитровская линия зеленого цвета была значительно расширена на север.
- На юго-западе открылась новая желтая линия. Долгое время считалось возможным связать ее с восточной желтой радиальной линией. Этот вопрос до сих пор остается открытым.
- Открыта первая очередь Большой кольцевой линии от станций «Деловой центр» до «Савеловская».
2020 год — Еще одна линия метро и связи с пригородами
Еще одна линия метро, окрашенная в розовый цвет, появилась на юго-востоке, беря начало от станции «Некрасовка» в пригороде.
Ближе к 2019 году на карте Московского метрополитена появились так называемые Московские центральные диаметры (русская аббревиатура: MTSD). Две протяженные линии D1 и D2, основанные на бывших пригородных железнодорожных маршрутах, теперь связывают не только окраины города, но и пригороды с центром и друг с другом. Например, они обеспечивают прямой маршрут до аэропорта Шереметьево. Их протяженность составляет пятьдесят два и 80 км соответственно, что значительно снизило пассажиропоток метро.
2024 год — Как выглядит карта сейчас
Строительство Большой кольцевой линии было завершено в 2023 году, и теперь есть другой способ пересесть с одной линии на другую без необходимости ехать в центр, чтобы воспользоваться старой Кольцевой линией.
Кроме того, были добавлены еще две линии диаметра пригородных поездов (MTSD) протяженностью 80 км каждая, которые свяжут север, запад и восток Москвы и Московской области.
БОНУС: 2027 год — Что дальше?
Транспортные власти обнародовали план развития Московского метрополитена до 2027 года. Он предусматривает строительство еще нескольких линий, которые соединят как пригороды, так и районы, до сих пор имевшие труднодоступный доступ к московскому метро.