Иркутск: культурный перекресток в Восточной Сибири

Историк архитектуры и фотограф Уильям Брамфилд акцентирует внимание на Иркутске, его происхождении и стратегическом значении, поскольку он находится недалеко от берегов озера Байкал и долгое время считался пограничным городом между Востоком и Западом России.

Иркутск. Богоявленский собор и колокольня, вид на юго-запад. Вторая колокольня (справа) достроена в 1815 году для установки 18-тонного колокола местного производства. 31 августа 2000 г.

В начале 20 века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал сложный процесс получения яркой цветной фотографии. Его видение фотографии как формы образования и просвещенности было продемонстрировано с особой ясностью через его изображения архитектурных памятников в исторических местах по всей России.

В июне 1912 года Прокудин-Горский отправился в западную Сибирь в составе комиссии по документированию водного пути Кама-Тобольск, связующего звена между европейской и азиатской сторонами Уральских гор. Город Тюмень послужил ему отправной точкой для путешествия на север, в Тобольск, расположенный на реке Иртыш.

Тюмень. Троицкий монастырь, церковь Святых Петра и Павла, колокольня, южные ворота (1726-55). Вид на юго-запад. Июнь 1912 года.

Во время своего путешествия Прокудин-Горский сделал захватывающие фотографии Тюмени и Тобольска с их церквями в стиле “Сибирское барокко” 18 века. Если бы он отправился дальше на восток по Транссибирской магистрали в город Иркутск, он увидел бы еще большее разнообразие орнамента в сибирской архитектуре.

Единственный в своем роде

Немногие российские города могут соперничать с Иркутском по великолепию природы. Расположенный на берегу реки Ангара (приток Енисея), Иркутск является важным пунктом на Транссибирской магистрали и воротами к священному озеру Байкал, самому глубокому пресноводному водоему в мире. Благодаря своему выгодному географическому положению Иркутск привлек ресурсы для создания замечательного ансамбля исторической архитектуры.

Русские поселения существовали в районе Иркутска с начала 17 века. В конечном итоге в 1661 году на слиянии рек Ангара и Иркут был построен бревенчатый форт. Первоначальной целью поселения было установление российской власти среди коренных бурят региона. В 1686 году он получил статус города и вскоре после этого начал отправлять караваны в Китай, который стал источником торговли и культурного влияния Иркутска.

Региональное влияние

Иркутск. Церковь Чудотворной иконы Спасителя (1706-10, колокольня пристроена в 1758-62 годах). Вид на юго-восток с большой настенной росписью над апсидой. Изображение Чудотворной иконы Спасителя на боковой стороне апсиды. 3 октября 1999 г.

К началу 18 века Иркутск становился административным и торговым центром обширной территории центральной и восточной Сибири.

Иркутск. Церковь Святой Троицы (1754-75). Вид на юго-восток. Фасад украшен расцветом «сибирского барокко». 2 октября 1999 г.

Его важность была отражена в нескольких крупных каменных церквях, богато украшенных в формах, сочетающих русское и украинское влияние со строительными традициями русского севера и Урала, такими как Соликамск.

Женский монастырь Знамения Пресвятой Богородицы (Знаменье) с южными воротами и собор Знамения Пресвятой Богородицы (1757-62). 3 октября 1999 г.

Памятники начала 18 века включают церковь Чудотворной иконы Спасителя с характерными внешними фресками в стиле Великого Устюга и ярко раскрашенный Богоявленский собор, строительство которого было начато в 1718 году и расширялось в течение столетия.

Собор иконы Богородицы Знамение (1757-62). Посмотрите на восток, в сторону экрана с иконой. 4 октября 1999 г.

Влияние купечества и архитектурный рост

К середине 18 века Иркутск вышел на новый уровень коммерческого значения. Большая часть его населения была вовлечена в предпринимательскую деятельность в той или иной форме, и его торговцы играли все более важную роль в управлении городом в отсутствие устоявшейся местной знати. Этот всплеск экономической активности породил богатый городской силуэт, созданный вертикальными акцентами церковных куполов и башен.

Самым примечательным из этих новых зданий является церковь Воздвижения Креста Господня (также известная как Троицкая), построенная между 1747 и 1760 годами на Крестовом холме.

Церковь Воздвижения Креста Господня (1747-60). Вид на север с колокольни. 5 сентября 2000 г.

От колокольни и шпиля над западной оконечностью до великолепия барочных куполов над главным строением на востоке, эта церковь и по сей день остается доминирующей в южной части исторического Иркутска.

Церковь Воздвижения Креста Господня. Северный фасад с характерными терракотовыми декоративными элементами. 5 сентября 2000 г.

Дизайн церкви Воздвижения Креста Господня отражает влияние церковной архитектуры Центральной России и Украины как на внешний вид, так и на интерьер.

Церковь Воздвижения Креста Господня. Южный фасад с терракотовыми декоративными элементами, включая символическую фигуру с сердцем. 3 октября 1999 г.

Более того, его стилистический диапазон простирается до азиатских источников, о чем свидетельствует тщательно отреставрированный орнамент фасада. Особого внимания заслуживают замысловатые ступоподобные формы из терракоты, обрамляющие северный и южный порталы.

Вполне вероятно, что активная торговля между Иркутском и Китаем сыграла определенную роль в создании этого межкультурного произведения искусства.

Церковь Воздвижения Креста Господня. Посмотрите на восток, в сторону экрана с иконой. 4 октября 1999 г.

В Иркутске также были церкви в неоклассическом стиле, но самым изысканным примером неоклассической архитектуры является внушительный особняк, построенный для Ксенофонта Сибирякова, купца, который успешно нажился на огромных богатствах Сибири и ее торговле мехами.

Особняк Ксенофонта Сибирякова (1800-04). В 1837-1917 годах резиденция генерал-губернатора Восточной Сибири. 3 октября 1999 г.

Особняк, который сейчас используется как центральное здание Иркутского университета, можно сравнить с особняками в Москве того же периода.

Происхождение дерева

Дом Сергея Волконского. 2 сентября 2000 г.

До 20 века жилье в Иркутске в основном строилось из дерева. Среди самых ранних сохранившихся образцов деревянных домов — дома, принадлежащие Сергею Трубецкому (1790-1860) и Сергею Волконскому (1788-1865), представителям дворянской элиты, которые были сосланы в Сибирь за участие в восстании против царской власти в декабре 1825 года.

Дом Сергея Трубецкого. 2 сентября 2000 г.

Позже в Иркутске появились образцы деревянных домов в более изысканном “купеческом стиле» с искусно вырезанными украшениями, сравнимые с примерами в других сибирских городах, таких как Томск и Чита.

Дом Шастина. Один из лучших образцов сибирской декоративной деревянной архитектуры. Ядро дома построено около 1840 года с последующим расширением. В 1907 году куплен Аполлоном Шастиным, который пристроил второй этаж и придал дому декоративное убранство. Фон: церковь Преображения Господня. 3 октября 1999 г.

Катастрофический пожар 1879 года уничтожил большую часть Иркутска, включая каменные и деревянные дома. Тем не менее, город вскоре восстановился благодаря золотодобыче и растущей торговле, как внутренней, так и внешней.

Как и другие сибирские города, Иркутск в конце 19 века был городом различных вероисповеданий. В 1875 году начались работы над одним из крупнейших русских православных соборов, посвященным Казанской иконе Богородицы (освящен в 1894 году).

Десять лет спустя начались работы над другой святыней, посвященной Казанской иконе Богородицы, и она стоит до сих пор – в отличие от более крупного Казанского собора в центре Иркутска.

Собор Казанской иконы Богородицы (1885-92). Вид на юг. Построен в массивном русско-византийском стиле с необычной окраской фасада. 3 октября 1999 г.

Неподалеку значительный местный католический приход (в основном этнические поляки и литовцы) перестроил Успенскую церковь в начале 1880-х годов.

Католическая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Вид на Запад. 31 августа 2000 г.

В Иркутске также появилась новая синагога, построенная в 1881-1882 годах Владиславом Кудельским.

Иркутская синагога. 3 октября 1999 г.

У мусульманского населения Иркутска было свое место поклонения, построенное на рубеже 20 века.

Городское будущее

Иркутский городской театр. 1 сентября 2000 г.

В этот период Иркутск преобразился благодаря множеству офисных зданий, гостиниц, банков и театров. Самым впечатляющим общественным сооружением Иркутска конца 19 века был Городской театр, построенный в 1894-1897 годах и великолепно отреставрированный столетие спустя. Эти крупные здания отражают экономический стимул, частично созданный строительством Транссибирской магистрали.

Иркутский городской театр. Вид со сцены на лоджии и балконы. 1 сентября 2000 г.

Как и везде в Сибири, эти многообещающие разработки были разрушены после 1914 года семилетним конфликтом, включая столкновения между различными красными и белыми группировками во время Гражданской войны в России.

В 1932 году собор Казанской иконы Божией матери был снесен, и на его месте был построен региональный административный центр. Католическая Успенская церковь, закрытая в 1938 году, в конечном итоге была преобразована в концертный зал после реставрационных работ 1970-х годов.

Здание Второва (1897). Построено как торговый центр известным сибирским купцом Александром Второвым. С 1936 года Дворец детского творчества (ул. Желябова, 5). 4 сентября 2000 г.

Другие православные церкви и часовни были разрушены или повреждены в советский период, но те, что остались, были тщательно отреставрированы за последние несколько десятилетий.

Первоначальному Богоявленскому собору возвращена роль центральной святыни Иркутской епархии, интерьер которой украшен новыми фресками.

Богоявленский собор. Интерьер трапезной, вид на восток с новыми фресками. 1 сентября 2000 г.

Иркутск – сейчас и за его пределами

После безуспешных переговоров в 1990-х годах о возвращении Успенской церкви возрожденному католическому приходу было достигнуто соглашение, которое позволило Иркутской епархии построить кафедральный собор в районе недалеко от Иркутского государственного технического университета.

Построенный в 1999 году, поразительно современный собор Непорочного Сердца Девы Марии был освящен в 2000 году. Здесь также проводятся концерты органной музыки.

Католический собор Непорочного Сердца Девы Марии. Вид вскоре после освящения, лучи вечернего солнца проникают через башню над главным входом. 7 сентября 2000 г.

Сегодня Иркутск (население 611 000 человек) сохранил в своей центральной части большую часть атмосферы, созданной во время коммерческой экспансии и застройки в начале 20 века.

Являясь одним из ведущих культурных, образовательных и промышленных центров Восточной Сибири, а также воротами к озеру Байкал, Иркутск имеет достаточно оснований для защиты богатого культурного наследия своей исторической архитектуры.

Деревянный дом с декоративными окнами, улица Баррикадная, 73. 3 октября 1999 г.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии