Историк архитектуры и фотограф Уильям Брамфилд акцентирует внимание на Иркутске, его происхождении и стратегическом значении, поскольку он находится недалеко от берегов озера Байкал и долгое время считался пограничным городом между Востоком и Западом России.

В начале 20 века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал сложный процесс получения яркой цветной фотографии. Его видение фотографии как формы образования и просвещенности было продемонстрировано с особой ясностью через его изображения архитектурных памятников в исторических местах по всей России.
В июне 1912 года Прокудин-Горский отправился в западную Сибирь в составе комиссии по документированию водного пути Кама-Тобольск, связующего звена между европейской и азиатской сторонами Уральских гор. Город Тюмень послужил ему отправной точкой для путешествия на север, в Тобольск, расположенный на реке Иртыш.

Во время своего путешествия Прокудин-Горский сделал захватывающие фотографии Тюмени и Тобольска с их церквями в стиле “Сибирское барокко” 18 века. Если бы он отправился дальше на восток по Транссибирской магистрали в город Иркутск, он увидел бы еще большее разнообразие орнамента в сибирской архитектуре.
Единственный в своем роде
Немногие российские города могут соперничать с Иркутском по великолепию природы. Расположенный на берегу реки Ангара (приток Енисея), Иркутск является важным пунктом на Транссибирской магистрали и воротами к священному озеру Байкал, самому глубокому пресноводному водоему в мире. Благодаря своему выгодному географическому положению Иркутск привлек ресурсы для создания замечательного ансамбля исторической архитектуры.
Русские поселения существовали в районе Иркутска с начала 17 века. В конечном итоге в 1661 году на слиянии рек Ангара и Иркут был построен бревенчатый форт. Первоначальной целью поселения было установление российской власти среди коренных бурят региона. В 1686 году он получил статус города и вскоре после этого начал отправлять караваны в Китай, который стал источником торговли и культурного влияния Иркутска.
Региональное влияние

К началу 18 века Иркутск становился административным и торговым центром обширной территории центральной и восточной Сибири.

Его важность была отражена в нескольких крупных каменных церквях, богато украшенных в формах, сочетающих русское и украинское влияние со строительными традициями русского севера и Урала, такими как Соликамск.

Памятники начала 18 века включают церковь Чудотворной иконы Спасителя с характерными внешними фресками в стиле Великого Устюга и ярко раскрашенный Богоявленский собор, строительство которого было начато в 1718 году и расширялось в течение столетия.

Влияние купечества и архитектурный рост
К середине 18 века Иркутск вышел на новый уровень коммерческого значения. Большая часть его населения была вовлечена в предпринимательскую деятельность в той или иной форме, и его торговцы играли все более важную роль в управлении городом в отсутствие устоявшейся местной знати. Этот всплеск экономической активности породил богатый городской силуэт, созданный вертикальными акцентами церковных куполов и башен.
Самым примечательным из этих новых зданий является церковь Воздвижения Креста Господня (также известная как Троицкая), построенная между 1747 и 1760 годами на Крестовом холме.

От колокольни и шпиля над западной оконечностью до великолепия барочных куполов над главным строением на востоке, эта церковь и по сей день остается доминирующей в южной части исторического Иркутска.

Дизайн церкви Воздвижения Креста Господня отражает влияние церковной архитектуры Центральной России и Украины как на внешний вид, так и на интерьер.

Более того, его стилистический диапазон простирается до азиатских источников, о чем свидетельствует тщательно отреставрированный орнамент фасада. Особого внимания заслуживают замысловатые ступоподобные формы из терракоты, обрамляющие северный и южный порталы.
Вполне вероятно, что активная торговля между Иркутском и Китаем сыграла определенную роль в создании этого межкультурного произведения искусства.

В Иркутске также были церкви в неоклассическом стиле, но самым изысканным примером неоклассической архитектуры является внушительный особняк, построенный для Ксенофонта Сибирякова, купца, который успешно нажился на огромных богатствах Сибири и ее торговле мехами.
Особняк, который сейчас используется как центральное здание Иркутского университета, можно сравнить с особняками в Москве того же периода.
Происхождение дерева

До 20 века жилье в Иркутске в основном строилось из дерева. Среди самых ранних сохранившихся образцов деревянных домов — дома, принадлежащие Сергею Трубецкому (1790-1860) и Сергею Волконскому (1788-1865), представителям дворянской элиты, которые были сосланы в Сибирь за участие в восстании против царской власти в декабре 1825 года.

Позже в Иркутске появились образцы деревянных домов в более изысканном “купеческом стиле» с искусно вырезанными украшениями, сравнимые с примерами в других сибирских городах, таких как Томск и Чита.

Катастрофический пожар 1879 года уничтожил большую часть Иркутска, включая каменные и деревянные дома. Тем не менее, город вскоре восстановился благодаря золотодобыче и растущей торговле, как внутренней, так и внешней.
Как и другие сибирские города, Иркутск в конце 19 века был городом различных вероисповеданий. В 1875 году начались работы над одним из крупнейших русских православных соборов, посвященным Казанской иконе Богородицы (освящен в 1894 году).
Десять лет спустя начались работы над другой святыней, посвященной Казанской иконе Богородицы, и она стоит до сих пор – в отличие от более крупного Казанского собора в центре Иркутска.

Неподалеку значительный местный католический приход (в основном этнические поляки и литовцы) перестроил Успенскую церковь в начале 1880-х годов.

В Иркутске также появилась новая синагога, построенная в 1881-1882 годах Владиславом Кудельским.

У мусульманского населения Иркутска было свое место поклонения, построенное на рубеже 20 века.
Городское будущее

В этот период Иркутск преобразился благодаря множеству офисных зданий, гостиниц, банков и театров. Самым впечатляющим общественным сооружением Иркутска конца 19 века был Городской театр, построенный в 1894-1897 годах и великолепно отреставрированный столетие спустя. Эти крупные здания отражают экономический стимул, частично созданный строительством Транссибирской магистрали.

Как и везде в Сибири, эти многообещающие разработки были разрушены после 1914 года семилетним конфликтом, включая столкновения между различными красными и белыми группировками во время Гражданской войны в России.
В 1932 году собор Казанской иконы Божией матери был снесен, и на его месте был построен региональный административный центр. Католическая Успенская церковь, закрытая в 1938 году, в конечном итоге была преобразована в концертный зал после реставрационных работ 1970-х годов.

Другие православные церкви и часовни были разрушены или повреждены в советский период, но те, что остались, были тщательно отреставрированы за последние несколько десятилетий.
Первоначальному Богоявленскому собору возвращена роль центральной святыни Иркутской епархии, интерьер которой украшен новыми фресками.

Иркутск – сейчас и за его пределами
После безуспешных переговоров в 1990-х годах о возвращении Успенской церкви возрожденному католическому приходу было достигнуто соглашение, которое позволило Иркутской епархии построить кафедральный собор в районе недалеко от Иркутского государственного технического университета.
Построенный в 1999 году, поразительно современный собор Непорочного Сердца Девы Марии был освящен в 2000 году. Здесь также проводятся концерты органной музыки.

Сегодня Иркутск (население 611 000 человек) сохранил в своей центральной части большую часть атмосферы, созданной во время коммерческой экспансии и застройки в начале 20 века.
Являясь одним из ведущих культурных, образовательных и промышленных центров Восточной Сибири, а также воротами к озеру Байкал, Иркутск имеет достаточно оснований для защиты богатого культурного наследия своей исторической архитектуры.
