
В зависимости от того, кого вы читаете и кому доверяете, эта история подтверждалась или опровергалась много раз. В конце концов, однако, историки не нашли никакой информации, которая противоречила бы давно принятому мнению о том, что Иван Грозный действительно убил своего сына.
В 1963 году советские эксперты изучили останки Ивана Грозного и его сына Ивана Ивановича, умерших в ноябре 1581 года. Эксперты хотели выяснить, действительно ли царевич Иван умер от удара по голове. Однако усилия экспертов оказались безрезультатными, поскольку череп сына был размыт грунтовыми водами.
Другая версия его смерти гласит, что юный Иван был отравлен и что легенда об убийстве от рук его отца была выдумана врагами царя. Однако, опять же, подтвердить или опровергнуть эту версию на основании проведенного исследования не удалось. Да, мышьяк и ртуть действительно были обнаружены в останках молодого человека, но в небольших количествах. Это можно объяснить использованием лекарств, распространенных в то время, и не обязательно из-за отравления. Или, возможно, остатки ядов уже рассеялись.
Чтобы ответить на вопрос о том, что произошло между Иваном и его сыном в ноябре 1581 года, мы должны обратиться к письменным источникам.
“Неизлечимо болен”

В ноябре 1581 года царь Иван написал Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, одному из своих ведущих военачальников, и попросил его срочно прибыть в Александрову слободу, его резиденцию под Москвой. «Иван, сын, ранее заболел и сейчас неизлечимо болен», — писал царь Иван.
Целых шесть различных исторических источников упоминают, что в ноябре 1581 года царевич Иван умер в Александровской слободе. Иван Тимофеев, современник событий и клерк, близкий к суду, писал: «Некоторые говорят, что его жизнь оборвалась от удара руки его отца, потому что он хотел удержать своего отца от какого-то позорного поступка». Другие источники также повторяют, что сын погиб по вине отца и от рук его сотрудников.
Из многих источников известно, что посох был любимым оружием царя Ивана. Современник Давид Бельский даже писал о ссорах царя со своим сыном: они были частыми, и Иван неоднократно избивал наследника своей тяжелой палкой. История предполагаемого убийства его сына наиболее подробно рассказана Антонио Поссевино, посланником папы римского, в его «Записках о Московии».
В феврале 1582 года Поссевино посетил Москву, где был принят царем. В тот момент царь и весь двор оплакивали царевича Ивана. Вот версия Поссевино, которому рассказали об ужасном событии его друзья-католики в Москве.
«Третья жена сына Ивана однажды лежала на скамейке, одетая в нижнее белье, потому что была беременна и не думала, что кто-то войдет в ее комнаты. Внезапно ее посетил сам московский царь. Она немедленно поднялась ему навстречу, но успокоить его было невозможно [предстать перед царем в нижнем белье в то время было немыслимо – Прим. Ред.]. Царь ударил ее по лицу, а затем так сильно избил своим посохом, который был у него с собой, что на следующую ночь она выбросила ребенка.
“В то время его сын Иван подбежал к отцу и умолял его не бить свою жену, но тем самым он только навлек на себя гнев и побои отца. Он был тяжело ранен в голову, почти в висок, тем же посохом. Перед этим, в гневе на своего отца, сын упрекнул его следующими словами: ‘Ты без всякой причины заточил мою первую жену в монастырь, сделал то же самое с моей второй женой, а теперь ты бьешь третью жену, чтобы уничтожить сына, которого она носит в своем чреве’. Ранив сына, отец сразу же предался глубокому горю и срочно вызвал из Москвы врачей и Андрея Щелкалова с Никитой Романовичем, чтобы все было под рукой. На пятый день его сын умер, и его перевезли в Москву посреди всеобщего горя.»

Считается, что ссора произошла 14 ноября, а Иван Иванович умер 19 ноября 1581 года. Антонио Поссевино написал свои «Записки о Московии» в Европе после возвращения из России и опубликовал их в 1586 году.
Покаяние царя

Более чем через год после смерти своего сына Ивана, 6 января 1583 года, царь Иван IV прибыл в Троице-Сергиеву лавру. Его визит пришелся на великий православный праздник Богоявления. Царь присутствовал на службе, а затем пригласил на беседу двух монахов: Евстафия и старца Варсонофия. Важно, что Иоанн, архимандрит Лавры, не присутствовал при этом разговоре.
Из документов Лавры мы знаем, что царь прибыл в отчаянии. Он «плакал и рыдал […] он сделал шесть земных поклонов со слезами и рыданиями». Царь попросил установить особое поминовение его сына: «в память во веки веков, пока стоит этот святой монастырь и до скончания веков». Просьба сопровождалась крупным денежным пожертвованием. Царь Иван покаялся – потому что в праздник Богоявления, согласно Евангелию, Иоанн Креститель (небесный покровитель царя Ивана, в честь которого он получил свое имя) проповедовал покаяние: «И так Иоанн Креститель явился в пустыне, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Марк, 1-4).

«Беседа Ивана Грозного со старейшинами носила характер покаяния, его рыдания были вызваны сознанием своей вины, а не просто горем о сыне», — пишет российский историк Сергей Шокарев, подробно исследовавший вопрос конфликта между царем Иваном и его сыном.
Строго говоря, нет точного подтверждения или опровержения того факта, что царь Иван действительно убил своего сына посохом. И этот вопрос никогда не будет решен окончательно — от черепа царевича осталась только нижняя челюсть.
Но на основании письменных источников, говорит Сергей Шокарев, «мы можем сделать вывод, что смерть Ивана Ивановича наступила в результате болезни, вызванной травмой, нанесенной ему в гневе отцом. С юридической точки зрения трагедию в Александровской слободе можно квалифицировать как причинение смерти по неосторожности или непредумышленное убийство».