Свердловчанин по месту рождения, Александр Демьяненко, приехав за актёрским образованием в столицу, поступил сразу в ГИТИС и Щукинское училище. Остановился на ГИТИСе.
Успешный киностарт
Уже второкурсником в 1958 году он дебютировал в кинокартине о Гражданской войне «Ветер», поставленной знаменитым тандемом в составе Алова и Наумова.
В 1961-м исполнил сразу две центральных роли ‒ в «Взрослых детях», а также в «Карьере Димы Горина».
В последнем фильме он снимался вместе с молодым Высоцким, которого по сценарию должен был ударить за неподобающее поведение. Режиссёр остался доволен результатом только после девятого дубля, а Александр, как истинный интеллигент, после каждого удара не уставал извиняться.
Затем в его исполнении были журналист («Порожний рейс»), лейтенант («Мир входящему»), следователь («Сотрудник ЧК») ‒ роли преимущественно серьёзные.
Но тут его творческий путь пересёкся с Леонидом Гайдаем. И, как говорится, началось!
Легендарный Шурик
В том 1965-м году режиссёр долго искал главного исполнителя в кинокомедию «Операция Ы». Увидев Демьяненко, Гайдай понял, что главную роль доверит лишь ему, только попросил осветлить волосы.
Слава настигла молодого актёра с первых дней выхода знаменитой комедии на экраны: с того времени и до финала жизни он оставался для всей страны только Шуриком.
Тем более что на следующий год актёр вновь появился перед зрителями в образе полюбившегося всем студента в очередной работе Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Новой встречи с Шуриком пришлось ждать до 1973 года ‒ именно тогда Гайдай осуществил свою задумку о ленте «Иван Васильевич меняет профессию».
Однако, вопреки признанию публики и критиков, коммерческому успеху, больше режиссёр к образу Шурика не прибегал, придя к выводу, что тема исчерпана полностью. Сам актёр к нему возвращался ещё дважды: в «Этих невероятных музыкантах или Новых сновидениях Шурика» и в «Старых песнях о главном». Но это были проекты совсем иных режиссёров, Гайдай к ним никакого отношения уже не имел.
Бытует мнение, что роли Шурика, прочно связавшиеся с именем самого актёра, помешали дальнейшему развитию его карьеры. Но, с другой стороны, смог бы он добиться такой невероятной популярности без комедий Леонида Гайдая?
Поздние киноработы
В последующем актёр недостатка в работе тоже не ощущал. В «Летучей мыши», поставленной Яном Фридом, сыграл запоминающуюся роль адвоката Блиндта, участвовал в съёмках сборника киноисторий «По улицам комод водили», снимался в фильмах Александра Павловского.
В ряду последних работ Демьяненко было участие в создании ситкома «Кафе «Клубничка».
Он долго раздумывал, соглашаться ли на съёмки в абсолютно новом для него формате. Но заработков в девяностых у всех актёров было негусто, а ему с женой очень приглянулся участок земли по соседству с их дачей. Сериал дался ему непросто ‒ мешали внезапно появившиеся проблемы со здоровьем.
Всего в творческом багаже Александра Демьяненко около 120 кинематографических работ. Кроме того он достаточно успешно занимался озвучиванием кинолент.
Личная жизнь
С первой женой актёр был знаком ещё в школе.
Он был довольно скрытным человеком, поэтому для всех большой неожиданностью стал уход из семьи после двадцатилетнего брака к ассистентке режиссёра дубляжа Людмиле.
С ней Демьяненко прожил до конца жизненного пути.
Последние годы
С 1984 года он стал играть в ленинградском театре комедии. Но на следующий год Дмитрия Астрахана на месте директора сменила Татьяна Казакова. О чём она говорила с актером в своём кабинете с глазу на глаз никому не известно, но выйдя оттуда, он моментально написал заявление о немедленном уходе. Несколько лет, до самого конца, актёр выступал в театре «Приют комедианта».
Он долго старался не обращать внимания на побаливающее сердце, а когда в 1999 году решился на хирургическое вмешательство, нужные врачи были в отпуске. Операция запоздала на 10 дней. Жизнь Демьяненко оборвалась из-за инфаркта в 62 года.