История метафорического путешествия Ежика по туманному лесу, наполненному призрачными животными, давно приобрела культовый статус. Причем не только на просторах СНГ, но и во всем мире. В 2003 году на Международном анимационном фестивале в Японии «Ежика в тумане» признали лучшим мультфильмом в истории анимации. Так в чем же уникальность этой картины? Рассмотрим основные символические коды, раскрывающие философский смысл мультфильма.
1. Ежик и Данте
Параллель между «Ежиком в тумане» и «Божественной комедией» Данте очевидна. Оба главных героя заблудились в сумрачном лесу, в котором встретили несколько животных. В мультфильме Норштейна это были филин, улитка, слон, пес и белая лошадь. Тогда как Данте попались волчица, лев и пантера, олицетворяющие человеческие грехи.
Проводя аналогию дальше, можно сравнить Вергилия с Медвежонком, который с помощью своего голоса помог Ежику выбраться из тумана. В основе этих двух историй лежит один сюжет — странствие души от тьмы к свету. Метафорическое путешествие Ежика начинается с колодца — символа спуска в потусторонний мир. В финальных кадрах Ежик сидит возле лампы, символизирующей свет.
2. Филин — злой двойник
Филин — одно из главных действующих лиц в мультфильме. На протяжении всего мультфильма он старательно повторяет движения Ежика: смотрит в лужу, кричит в колодец. Не трудно догадаться, что Филин — темный двойник Ежика, который следует по его пятам, но ничего не может сделать ему.
В мифологии эта птица одновременно является символом мудрости, смерти и мрака. Скорее всего, Ежик догадывается, что Филин является частью его личности, с помощью которой он познает себя. Поэтому он совершенно не боится его и даже напрямую называет психом.
3. Туман — олицетворение перехода
В мифологии туман связан с моментом перехода и инициации, когда человек теряет устойчивое положение и, пройдя череду препятствий, обретает новый статус. По сути, туман — это символ запутавшегося человека.
Выход из него — встреча с самим собой. Только пройдя через туман и серию встреч с его обитателями, Ежик по-настоящему обретает себя. Не случайно, сидя у огня рядом с Медвежонком, он произносит: «Все-таки хорошо, что мы снова вместе». Ежик метафорично находит гармонию с собой.
4. Древо жизни и река Лета
Выход из тумана начинается тогда, когда Ежик встречает на своем пути дерево, которое напрямую отсылает нас к архетипу Мирового древа — сакрального центра Вселенной. В мифологии его ветви соотносятся с раем, ствол — с земным миром, а корни — с преисподней. В мультфильме могучий дуб также соединяет мир сна и яви, мир тумана и реальности.
Ведь только пройдя сквозь него, Ежик начинает слышать голос друга. После Мирового древа Ежик встречается с другим классическим архетипом — рекой Летой, которая символизирует переход и завершения обряда инициации. Воды Леты смывают с Ежика все старое, и с помощью рыбы переносят его на другой берег.
5. Лошадь — божественное откровение
Белая лошадь — ключевой образ мультфильма. Когда Ежик видит ее впервые, он задается вопросом: «Не захлебнется ли она, если ляжет спать в тумане?». В финальной сцене он думает про себя: «Как она там?».
Для главного героя лошадь становится образом чистой, божественной красоты, которой нет места в материальном мире, где есть Медвежонок. И как бы не хотелось Ежику, лошадь никогда не покинет туман и навсегда останется частью загадочного, но пугающего мира.
6. А, может быть, все это — психоделический трип Ежика?
В мультфильме неоднократно упоминаются можжевеловые веточки, которые Медвежонок старательно подкидывает в костер. Существует особый вид можжевельника, при сгорании которого выделяется норпсевдоэфедрин — психотропное вещество.
Предположим, Ежик сначала пришел к Медвежонку, который уже успел подкинуть можжевеловых веточек в огонь. Спустя какое-то время у Ежика начинается самый что ни на есть психоделический трип. Так что густой туман, звенящее эхо, надоедливый филин, пугающие летучие мыши, улитки и прекрасная белая лошадь — это всего лишь пространные галлюцинации Ежика.