Зима 2023/2024 войдет в историю как одна из самых снежных в Центральной России за последние 40 лет. Снегопады, метели и вьюги обрушились на Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города.
По данным Комплекса городского хозяйства Москвы, для очистки Москвы от последствий январских снегопадов потребовалось более 150 000 человек и 14 000 единиц техники. Тротуары, дороги и крыши зданий приходилось очищать от снега почти ежедневно. Но что происходит со снегом, убранным с улиц?
Традиционный метод утилизации заключается в вывозе его на снежную свалку за городом, большую площадку для хранения, где он складируется и тает, когда погода становится теплее.
Такие места намеренно расположены вдали от города, чтобы не создавать проблем для жителей. Недостатком этого метода является то, что снег приходится перевозить грузовиком через весь город, что значительно затрудняет дорожное движение.
Более того, это дорого из-за стоимости задействованного специализированного оборудования и времени водителей. По этой причине снегоуборочная техника все чаще используется в интересах повышения эффективности уборки снега в крупнейших городах страны, таких как Москва, Санкт-Петербург и Казань.
В основном это крупные установки, которые сначала отфильтровывают любой мусор из транспортируемого снега, а затем обрабатывают его теплой водой и отфильтровывают в дренажную систему. Весь процесс происходит очень быстро — всего за 3-4 минуты установки могут растопить до 10 тонн транспортируемого снега.
Снегоплавильные станции экономят время и деньги на уборке снега, но стоят дорого: 1 — 5 миллионов рублей (приблизительно 11 000-55 000 долларов). Цена зависит от скорости их работы и максимальной грузоподъемности. В Москве в черте города было установлено 49 таких установок, в то время как в Санкт-Петербурге — 18.
Дополнительным фактором является то, что снег имеет тенденцию поглощать вредные вещества из атмосферы: например, выхлопные газы автомобилей. При таянии снег может загрязнять почву и водоемы тяжелыми металлами и даже продуктами нефтехимии. Пункты таяния снега, оснащенные полным циклом очистки, позволяют избежать этих негативных воздействий, что, несомненно, полезно для городской среды.
«В эти дни вся эта масса вывезенного снега проходит полный цикл очистки на очистных сооружениях и сливается в Финский залив в виде чистой воды», — говорит Владислав Пономарев, руководитель пресс-службы государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга», органа, ответственного за работу снегоплавильных станций.
В Санкт-Петербурге и Москве в последние годы начали сочетать два метода уборки снега — рядом со снегоуборочной техникой начали создавать небольшие свалки. В плохую погоду туда свозят последствия снегопадов из соседних районов города, чтобы оперативно расчистить улицы и не тратить время на транспорт.