Контекст — это связь вещей и явлений

Ни одно явление или событие не происходит изолированно, в вакууме. Ни одно слово не используется «само по себе» — независимо от других. Контекст — это термин латинского происхождения (лат. contextus). Это относится к отношениям, коммуникации, окружающей среде.

Трудно найти сферу, где явлению не нашлось бы применения, где оно было бы незначительным. Слово в контексте может приобретать самые разные значения и оттенки значения вплоть до противоположных (например, если оно было использовано с иронией или сарказмом).

В языке, как и в межличностном общении, интерпретация текста, речи или выражения зависит от того, что было сказано (подразумевалось) до и после. Например, слово «море» в прямом контексте обозначает большое количество воды, но, говоря «море песка», мы имеем в виду пустыню. Лексема используется здесь как метафора. Значение слова «море» здесь воспринимается как синоним «огромного количества», «чего-то необъятного».

В сфере речевого общения игнорирование антуража, атмосферы, ситуации разговора может привести не только к недопониманию, но и к конфликтам. Это также чрезвычайно важно в данном регионе и культурном контексте.

Часто это решающий фактор, который может полностью исказить ход встречи и дальнейшее развитие событий. Например, во Франции при приветствии совершенно нормальным является поцелуй в щеку, даже среди незнакомых людей. А в Японии или Великобритании этот жест воспринимается как неестественный, слишком интимный.

В лингвистике при изучении человеческого общения мы фокусируемся на фразеологическом контексте (значении слов и идиом), а также на ситуационном. В последнем случае важны такие факторы, как время, пространство, поле: деловые переговоры, лекции, семейная беседа, дебаты и предыдущее коммуникационное событие.

Значимыми также являются участники процесса общения и роли, которые им предназначены, например: наставник, друг, возлюбленный. Ситуационный контекст — это также цели, планы, намерения и знания собеседников. 

Это не всегда очевидно, но лежащие в основе «течения», такие как мысли и чувства оппонента, чрезвычайно важны для понимания целого. Например, в дискуссиях о судьбе заключенных совершенно по-разному ведут себя люди, имеющие опыт тюрьмы или содержания под стражей, и те, кто стал жертвой преступления.

Другие науки используют его для выражения взаимосвязей (иногда довольно отдаленных) определенных событий или феноменов. Контекст в литературе может быть историческим, художественным, идеологическим. Ни одно произведение искусства не существует вне времени и пространства. Конечно, степень точности передачи реалий совершенно разная, в зависимости от вида и жанра.

Однако в поэзии и прозе присутствует атмосфера того времени, ценности, идеология. Бунин в «Темных аллеях» воспроизводит не только дореволюционную Россию, но и жизнь в изгнании в Париже. А в «Войне и мире» Толстого историко-культурный контекст — это десятые-двадцатые годы девятнадцатого века.

Окруженные определенными понятиями, аллюзиями (ссылка на какой-то факт или вещь не названа напрямую), слова приобретают новое значение. Символы могут быть интерпретированы только в том макроконтексте, в котором они находятся, то есть в масштабе произведения, наполненном творчеством писателя, эпохи, направления. 

Определенные явления могут быть восприняты во всей полноте только в связи с биографией автора или его идеологией. Например, воронежский контекст относится к Осипу Мандельштаму, месту ссылки, не случайно, и ассоциативный ряд, который связан с этим городом, напоминает о чем-то мрачном, суровом: «Воронеж — Ворон, нож».

Только зная жизненный путь поэта, мы можем расшифровать символы. Любое слово в контексте может иметь более переносное или полевое значение.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии