Возле входа в знаменитый ВГИК стоит памятник лучшим его выпускникам – Андрею Тарковскому, Геннадию Шпаликову и Василию Шукшину, установленный в 2009 году.
Вот о Геннадии Шпаликове хочется рассказать подробнее. Он был талантлив. И даже больше. Он был невероятно, фантастически талантлив! Шпаликов это без сомнения «ярчайшая легенда 1960-х», символ поколения эпохи оттепели. Но при жизни он так и не смог найти своего места среди людей, будто бы был героем другой эпохи…
Его судьба схожа со многими, чей талант раскрылся в пору хрущёвской оттепели, но признание к нему, увы, пришло только после смерти.
Гена родился в 1937 году в карельском городке Сегежа, где в то время работал его отец, военный инженер. Детство пришлось на войну, юность – на послевоенные годы. Геннадий, как сын погибшего фронтовика, стал курсантом суворовского училища в Киеве, затем было военное училище в Москве. Но стать кадровым военным ему было не суждено из-за серьёзной травмы колена.
К тому времени Шпаликов уже писал стихи и небольшую прозу, и это повлияло на выбор профессии, он поступает во ВГИК и становиться студентом сценарного факультета. Гена был человеком открытым, лёгким в общении, эрудированным, и это быстро сделало его популярным в студенческой среде.
Свои первые пробы пера как сценариста он сделал еще студентом. Режиссёр Марлен Хуциев предложил талантливому юноше стать соавтором сценария, по которому был снят фильм «Застава Ильича». Непростой оказалась судьба у этой киноленты.
Фильм получился лирическим, во многом благодаря работе Шпаликова, тем диалогам, что передавали неподдельные чувства молодых героев фильма. Руководству страны фильм показался идеологически неправильным, даже вредным. Но время всё расставило по местам. Ведь эту картину позже признали одним из лучших фильмов о молодёжи шестидесятых годов.
Следующей работой сценариста Шпаликова стал фильм «Я шагаю по Москве», снятый режиссёром Георгием Данелия. А финальная песня фильма, написанная на стихи Геннадия, стала очень популярной и живёт своей жизнью уже не один десяток лет.
К слову сказать, на стихи Шпаликова есть много песен, популярность которых не угасла и сегодня. Режиссёр фильма позже говорил, что если бы не поэтический взгляд сценариста, то фильма бы и не было.
У цензоров было много вопросов к фильму: и о чём фильм, и каков его жанр, и если это комедия, то почему не смешно. Ответ режиссёра был лаконичным. Так на свет появился новый жанр в киноискусстве Советского Союза – лирическая комедия.
К сожалению, Геннадий Шпаликов, во многом опережавший своё время, не был понят и принят официальными лицами государства. Да, в народе поэт был очень популярен, песни на его стихи распевали в разных уголках большой страны.
Но вот для тех, кто вершил официальные вердикты о профпригодности и идеологической правильности творчества поэта, не все творческие идеи Шпаликова были понятны.
Не был понят молодой поэт и Никитой Хрущёвым, который не видел ни социальной пользы, ни какой-либо эстетической ценности в его творчестве.
Когда в 1963 году в Кремле Хрущёв устроил разнос творческой интеллигенции, больше всего критики досталось фильму «Застава Ильича».
В творческом багаже поэта и сценариста в 1966 году появился фильм «Долгая счастливая жизнь», получивший главный приз в Бергамо на фестивале авторского кино. Затем был фильм «Я родом из детства», снятый Виктором Туровым по сценарию Геннадия Шпаликова. Его назвали одной из лучших кинолент в истории белорусского кинематографа.
С приходом к власти Брежнева сменилось и отношение к творческим процессам в литературе и кино. Началось то, что позже назовут периодом застоя. Как это отразилось на судьбе Геннадия Шпаликова?
С ужесточением цензуры ограничились возможности на продвижение своих проектов, даже разработка сценариев для экранизации произведений признанных классиков не всегда получала одобрение, а значит, и разрешение на съёмку фильма по такому сценарию тоже было под вопросом.
Какой выход для себя находили люди творческих профессий в такой ситуации? Одни продолжали писать на заказ (в рамках дозволенного и одобренного), другие писали для себя, пряча в стол до лучших времён свои творения, третьи, в силу разных причин, уходили от проблем, найдя забвение на дне стакане.
Шпаликов продолжает много писать, создаёт несколько сценариев, но их не берут в производство и не снимают. Зрители увидели только два мультфильма для взрослых, снятых по его сценариям, «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника». Художественный фильм «Ты и я», снятый по сценарию Шпаликова, не став популярным на родине, всё же получил награду на фестивале в Венеции.
Геннадий Шпаликов и дальше пишет сценарии на волнующие его темы, но работы остаются невостребованными, снимать фильмы по его сценариям не разрешают. Это привело к глубокой депрессии, которую он пытался заглушить алкоголем. Геннадий был очень ранимым человеком, как и все творческие люди, неудача с последним сценарием стала последней каплей.
Это произошло в 1974 году. Драматург Александр Володин встретил Геннадия Фёдоровича в коридорах киностудии одним из последних.
— Я не хочу! Не хочу быть рабом! — кричал Шпаликов и, пошатываясь, шёл словно не видя куда. Шёл, как оказалось, в никуда.
Он добровольно ушёл из жизни в роковые 37 лет, этот порог не смогли перешагнуть многие известные люди.
«Вовсе это не малодушие, – не могу я больше с вами жить», – написал в своем последнем письме поэт.
Похоронен Геннадий Шпаликов на Ваганьковском кладбище.
К сожалению, на многие годы Геннадий Шпаликов – поэт, сценарист, режиссёр, был незаслуженно забыт. Первый сборник его поэзии и сценариев вышел в свет только через 5 лет после его смерти.
Даже сейчас, когда смотрим фильмы, снятые по его сценариям, в которых так умело зашифрована юность наших родителей. Или когда слышим песни на его стихи, не всегда знаем, что созданы они были этим талантливым человеком.