Сцепление в автомобиле предназначено для соединения и разъединения коленчатого вала и коробки передач, таким образом, передавая крутящий момент на колесо или останавливая передачу. В автомобиле с механической коробкой передач всегда в начале движения при переключении передач и при торможении приходится вручную включать или выключать сцепление, то есть подключать или отсоединять коленчатый вал и коробку передач.

Сцепление
Между дисками происходит трение, и каждый из них расположен на своем валу. Это происходит потому, что поверхность каждого диска неровная. Таким образом, имеется нажимной диск сцепления (соединяется с двигателем) и диск сцепления (соединяется с коробкой передач).

Как устроен диск сцепления?
При постепенном включении под воздействием пружин нажимной диск сцепления притирается к ведомому. Автомобиль трогается с места, когда оба диска были задействованы, то есть соприкоснулись и начали вращаться в одном направлении. Сцепное устройство может быть одним ведущим или двумя; они называются, соответственно, однодисковыми и двухдисковыми.
Так, первые в основном используются на пассажирском транспорте, грузовике с небольшой грузоподъемностью, а также на коммерческих автомобилях и автобусах. Они имеют самое простое устройство и низкую стоимость, надежны и компактны, обладают высокой износостойкостью; просты в обслуживании, разборке и ремонте.
На большинстве отечественных автомобилей установлены так называемые муфты сухого трения. Их устройство представляет собой группу компонентов, выполняющих включение, разъединение и сцепление. Итак, на включение влияет действие пружин, в то время как выключение происходит за счет преодоления этой силы при нажатии на педаль.
Фрикционные сцепления, в зависимости от типа пружин, бывают разными. Основное отличие заключается в пружинах. В сцеплении они могут быть периферийными и диафрагменными. Более распространенный тип сцепления в механической коробке передач, устанавливаемой в современных автомобилях: с диафрагменной пружиной.
Что касается двухдисковых сцеплений, то они широко распространены в грузовых автомобилях, поскольку из-за большой массы транспортного средства необходимо увеличить площадь поверхности трения, оставив при этом внешние размеры сцепления постоянными.

Замена узлов сцепления:
- Разборка сцепления в сборе.
- Осматривается поверхность трения маховика, сцепления, обращается внимание на следы износа, царапины.
- В случае обнаружения износа заменяются компоненты: маховик, диск сцепления, включенное сцепление.
- Установите сцепление. Нажимной диск должен быть установлен на маховике, закреплен болтами; для нажатия на диск сцепления поворачивается его выступающая часть.
- При правильной установке сцепление должно свободно вращаться. Все необходимые детали должны быть смазаны.