
Суэцкий канал — одно из самых впечатляющих промышленных достижений в мире! Этот рукотворный водный путь был построен, чтобы соединить Средиземное и Красное моря, и создает кратчайший морской путь в Азию из Европы.
Недавняя блокада Суэца из-за посадки на мель грузового судна ‘Ever Given’ еще раз напоминает нам о важности самого интенсивно используемого судоходного пути в мире. И хотя вы, возможно, уже знаете кое-что об этом масштабном строительстве, вот 14 забавных фактов о Суэцком канале, которые могут вас удивить…
1. Современный Суэцкий канал молод
Несколько искусственных водных путей когда-то змеились через Египет, и современный Суэцкий канал — лишь самый свежий из них.
2. Однако его предшественники действительно древние
Согласно древним источникам, египетский фараон Сенусрет III построил первый канал, соединивший Красное море и реку Нил около 1850 года до нашей эры.
Фараон Нехо II и персидский завоеватель Дарий оба начали работать над аналогичным проектом, но затем отказались от работы.
3. Древний канал был пригоден для фараонов
Предположительно, канал, над которым работали фараон Нехо II и персидский завоеватель Дарий, был закончен в 3 веке до нашей эры, и многие правители, включая Клеопатру, возможно, путешествовали по нему.
Этот древний канал проложил свой путь через пустыню к Нилу, который затем использовался для выхода в Средиземное море, а не для прямого сообщения, предлагаемого современным Суэцким каналом.

4. Наполеону не удалось построить Суэцкий канал
Наполеон Бонапарт, после завоевания Египта в 1798 году, направил команду геодезистов изучить возможность перерезания Суэцкого перешейка и строительства канала из Красного моря в Средиземное. Но из-за ошибочных расчетов геодезистов, согласно которым Красное море было по крайней мере на 30 футов выше Средиземного, его попытка создать канал провалилась.
5. Британское правительство выступало против строительства Суэцкого канала
Фердинанд де Лессепс, бывший дипломат, договорился с вице-королем Египта о создании компании Суэцкого канала. Поскольку проект также поддерживался французским императором Наполеоном III, британское правительство рассматривало его как преднамеренный акт неповиновения их глобальной судоходной мощи, которая в то время была намного больше любой другой.
6. Но они все равно купили большую долю
Британское правительство купило ошеломляющие 44% акций водного пути после того, как стесненное в средствах египетское правительство продало свои акции с аукциона в 1875 году.
7. Строительство Суэцкого канала потребовало огромного труда
Начиная с конца 1861 года, первые участки канала были вырыты десятками тысяч крестьян с помощью кирок и лопат. Прогресс шел мучительно медленно, и проект столкнулся с проблемой после того, как египетский правитель Исмаил-паша внезапно запретил использование принудительного труда в 1863 году.
8. Новые технологии увеличили скорость строительства
Лессепс и компания «Суэцкий канал» изменили свою стратегию и начали использовать новые технологии, что придало проекту необходимый импульс, и компания продолжила добиваться быстрого прогресса в течение последних двух лет строительства.
На самом деле, три четверти из 75 миллионов кубометров песка, перемещенного во время строительства главного канала, контролировались тяжелой техникой.
9. Статуя Свободы была задумана для Суэцкого канала
В 1869 году, незадолго до завершения строительства канала, французский скульптор Фредерик-Огюст Бартольди попытался убедить Фердинанда де Лессепса и египетское правительство разрешить ему создать скульптуру под названием “Египет, несущий свет в Азию” у входа в Средиземное море.
Проект так и не осуществился, но Бартольди не сдавался, и в 1886 году он, наконец, представил завершенную версию в гавани Нью-Йорка — монумент, известный сегодня как Статуя Свободы.

10. Суда садились на мель в канале и раньше…
В июне 1967 года, во время шестидневной войны между Египтом и Израилем, египетское правительство закрыло Суэцкий канал и перегородило его с обеих сторон минами и уничтоженными судами.
Пятнадцать судов были пришвартованы в средней точке канала на момент закрытия. Они остаются на мели в водном пути в течение восьми лет, заслужив прозвище “Желтый флот” за песок пустыни, который покрывал их палубы.
11. Суэцкий канал подвергся серьезной реконструкции
В августе 2014 года администрация египетского Суэцкого канала объявила о грандиозном плане по углублению канала и созданию новой 22-мильной полосы, ответвляющейся от главного канала. Комплекс открылся в 2015 году, что позволяет более крупным судам использовать недавно углубленный главный водный путь.
12. Но этого было недостаточно, чтобы остановить еще один крупный затор
23 марта 2021 года в Суэцкий канал было вклинивано огромное 400-метровое контейнеровозное судно под названием «Ever Given». Блокировка вызвала много беспокойства и разочарования у мировой судоходной отрасли. К счастью, спустя 6 дней и 7 часов судно было наконец освобождено от береговой линии.

13. Суэцкий канал влияет на экономику Египта
По данным Moody’s, до пандемии торговля, осуществляемая через Суэцкий канал, составляла 2% ВВП Египта.
14. Это важно и для мировой торговли
Через канал ежедневно проходит около миллиона баррелей нефти и примерно 8% сжиженного природного газа, что составляет около 12% мировой торговли. По оценкам, заземление и блокировка Ever Given обошлись в 6,7 миллиона долларов потерянной торговли в минуту!
Часто задаваемые вопросы о Суэцком канале
Перекрыт ли Суэцкий канал?
Мы не можем говорить за эту секунду — но еще в марте 2021 года Суэцкий канал был печально известен как заблокированный огромным контейнеровозом под названием Ever Given. С тех пор он переехал дальше!.
Кому на самом деле принадлежит Суэцкий канал?
Суэцкий канал находится во владении Египта, который контролирует проход с 1962 года.
Что такое Администрация Суэцкого канала?
Управление Суэцкого канала, или SCA, создано для обслуживания канала — фактически это преемник первоначальной компании Суэцкого канала, созданной в преддверии кризиса в 1950-х годах.